При подготовке каждого урока перед учителем возникает необходимость подбирать демонстрационные и фронтальные эксперименты. Конструируя конкретный урок, учитель, в первую очередь, анализирует научные основы изучаемого содержания, определяет его специфику и далее выбирает учебный эксперимент, в наибольшей степени позволяющий организовать деятельность учащихся по усвоению научных основ изучаемой теории [27].
«Электростатика» является достаточно сложной темой и учащиеся не всегда понимают необходимость изучения этого раздела и введения новых для них понятий и законов. В связи с этим, на первом уроке при изучении раздела «Электростатика» предлагаю обосновать необходимость рассмотрения данной темы и провести эксперимент, который впоследствии может быть использован на протяжении изучения всей темы «Электростатика» и позволит облегчить процесс усвоения новой теории.
Предлагаемый фрагмент урока построен на основе эвристической беседы с использованием ранее полученных знаний.
В начале урока учащимся задаются вопросы, призванные актуализировать опорные знания и подготовить класс к активной работе.
- Какие разделы были изучены ранее?
- Что изучает «Механика»?
- Чем занимается «Молекулярная физика»?
- Какие виды сил изучались в этих разделах?
- Какую природу имеют эти силы?
После получения ответов учащихся учитель обобщает: в механике изучают различные .виды движения макроскопических тел под действием определенных сил, в молекулярной физике - хаотическое движение атомов и молекул, составляющее основу тепловых процессов. Природу же сил, их происхождение не исследуют ни в рамках механики, ни в молекулярной физике [47]. Для расчета движения тел в механике достаточно знать, чему равна сила количественно. А знать значения сил, определить, когда и как они действуют, можно и не вникая в природу сил, а лишь располагая способами их измерения. Гравитационные силы, силы упругости и силы трения, с которыми преимущественно имеют дело в классической механике, определяются экспериментально. Из всех трех типов сил только гравитационные силы являются фундаментальными, т.е. не сводимыми ни к каким более общим и глубоким взаимодействиям. Силы упругости и трения не фундаментальны, т.е. представляют собой более сложное проявление электромагнитных сил [47].
На следующем этапе урока учащимся демонстрируется простейший эксперимент с эбонитовой палочкой, кусочком меха и мелкими листочками бумаги.
Учащиеся должны объяснить наблюдаемый опыт, вспомнив из курса физики 8 класса об электрических явлениях, двух видах заряда и процессе электризации.
Сразу после того, как учащиеся вспомнили и объяснили процесс электризации и взаимодействия зарядов, проводится основной эксперимент этого фрагмента урока, который должен помочь им сформировать новое знание и заставить работать старое, имеющееся знание.
Демонстрационный эксперимент: Пластины плоского конденсатора подключаются к электрофорной машине и располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Между пластинами на изолирующей нити, прикрепленной к штативу, подвешивается небольшой легкий шарик из металлической фольги. При вращении ручки электрофорной машины, шарик начинает совершать колебания и ударяться об обкладки конденсатора. После прекращения вращения ручки, колебания не затухают в течение достаточно длительного промежутка времени. Раздвигая пластины, мы замедляем колебания, сближая - увеличиваем их частоту.
Учитель не дает никаких комментариев, а пытается выяснить причины такого поведения шарика у учащихся, организуя эвристическую беседу.
- Что происходит с шариком?
- Как он движется?
- В чем причина возникновения ускорения у шарика?
- Какая сила является причиной возникновения ускорения?
- Что является причиной возникновения этой силы?
- Каким образом пластины приобретают заряд?
- Если шарик движется под действием силы, что при этом совершается?
- В каком случае может быть совершена работа?
- О каком виде энергии здесь можно вести речь?
В дальнейшем обобщаются ответы учащихся: шарик приобретает ускорение под действием силы, обусловленной наличием заряда у пластин конденсатора, который они приобретают в процессе электризации трением электрофорной машины. Эта сила, в свою очередь, совершает работу, а значит, система из двух параллельных металлических пластин, имеющих заряд, обладает энергией.
Таким образом, в результате проведения данного эксперимента, мы подвели учащихся к необходимости введения новых понятий, величин и законов, рассматриваемых в электростатике. Впоследствии к этому эксперименту можно неоднократно вернуться при рассмотрении напряженности электрического поля, электрического потенциала, разности потенциалов, работы, совершаемой электрическим полем и энергии, которой обладает электрическое поле.