Проблемно-интегративное обучение на уроках физики в средней школе

Суворкина Л.А, Гребенев И. В. - Проблемно-интегративное обучение на уроках физики в средней школе

МОУ СОШ№74 г.Н. Новгород Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Конечная цель воспитания и обучения состоит в том, чтобы каждый человек мог свободно общаться, самостоятельно действовать в любой ситуации, был способен к творчеству, мог применять свои знания в комплексе и осознавал ответственность за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при использовании развивающих технологий, одной из которых является проблемно-интегративное обучение.

Проблемно-интегративное обучение - это обучение, в котором приобретение, закрепление и применение знаний и способов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем [1]. Проблемно-интегративное обучение является инновационной технологией развивающего обучения, которая реализуется в рамках школьного образования и должна быть ориентирована на достижение каждым учеником максимально возможного для него уровня развития в процессе сознательного овладения им знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности. Используя данный метод, мы пытаемся решить основные задачи современного естественнонаучного образования в школе:

- формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности;

- осознанное усвоение системных научных знаний об окружающем мире, месте и роли человека в нем;

- формирование гуманистических и экологических ценностей личности;

- овладение комплексом научных методов познания;

- формирование навыков безопасного обращения с приборами, инструментами и материалами как основы сохранения природы, здоровья и жизни человека;

- формирование опыта активной познавательной деятельности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;

- развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой;

- развитие    интеллектуально-творческих    способностей,    навыков самообразования [ 1 ].

Одним из стратегических ориентиров школьного обучения является развитие мышления учащихся. Чтобы достичь этой цели , необходимо определить, какие интеллектуальные умения будут ведущими для каждого года изучения физики в школе. На начальном этапе изучения физики обычно происходит целенаправленное формирование умений классифицировать, сравнивать и делать простейшие обобщения при сравнении в форме вывода.

Каждому учителю необходимо научить школьников использовать свои знания и умения из смежных учебных дисциплин самостоятельно. Поэтому учитель должен целенаправленно осуществлять работу по формированию у учащихся умений, позволяющих видеть межпредметный характер изучаемого материала, связывать воедино свои знания для получения ответа на проблемный вопрос. Для овладения этими умениями в учебном процессе необходимо придерживаться следующих основных этапов:

1. Ознакомление учащихся с приемами использования ранее усвоенных знаний и умений; раскрытие комплексного характера изучаемых понятий, законов, теорий и явлений как основы мотивированного применения межпредметных связей.

2.         Формирование умений самостоятельного применения межпредметных связей в процессе изучения нового материала под непосредственным руководством учителя.

3.     Накопление опыта самостоятельной поисковой деятельности межпредметного характера на основе ранее сформированных знаний, умений и навыков[1]. Например, при изучении темы «Звуковые волны» в 7 классе, учащиеся самостоятельно готовят сообщения о физических основах работы слухового и голосового аппаратах человека.

Под проблемными методами обучения понимают методы, связанные с использованием учебных проблем, понимаемых как неочевидные вопросы, нетривиальные задания, работа над которыми стимулирует развитие требуемых качеств личности. Цель проблемных методов обучения состоит в усвоении учащимися образцов деятельности учителя в ситуации, не укладывающейся в стандартные алгоритмы. Учебной проблемой мы считаем запланированное, умышленно созданное учителем противоречие между старыми знаниями и новым фактом, для объяснения которого необходимо выдвижение принципиально новой гипотезы [2].

Наиболее сложными для учителей, исходя из педагогической практики, представляются создание проблемной ситуации и решение учебной проблемы.

Предлагается следующий алгоритм постановки и решения межпредметных учебных проблем.

1. Найти в содержании курса противоречие межпредметного характера. Для этого при подготовке к уроку сравнить содержание смежных дисциплин с материалом курса и выявить объекты, о которых у школьников уже есть информация, но она неполная.

2. Определить круг внутрипредметной и межпредметной интеграции, которая понадобится для создания проблемной ситуации.

3. Выбрать подходящие способы создания проблемных ситуаций и определить, какие виды межпредметных связей необходимы, чтобы учащиеся почувствовали противоречие.

4. Сформулировать конкретную учебную проблему в форме вопроса или задачи, чтобы четко обозначить, в каком направлении следует искать правильный ответ.

5. Спроектировать путь поиска решения проблемы и выбрать необходимые виды межпредметных связей. При этом следует помнить, что процесс решения учебной проблемы включает этапы выдвижения гипотезы, проверки истинности гипотезы и формулирования решения.

6. Определить, какими способами можно доказать правильность найденного решения и обозначить сферы его дальнейшего применения.

7. Выстроить все сформулированные учебные проблемы в виде «причина следствие», чтобы      обеспечить      возможность      самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

8. При возможности проведения экспериментального исследования подобрать необходимое учебное оборудование.

9.  Определить критерии оценивания учебных достижений школьников на уроке [1].

Опираясь на рассмотренные нами материалы, мы разработали и описали ряд уроков, следуя методической концепции авторов учебника [3], в которых частично достигаются цели проблемно-интегративного метода обучения.

Тема

Предмет интеграции

Вопросы интеграции

Проблемные вопросы

1.    Колебательное движение.

География, биология.

Колебательное движение   в   живой   и неживой            природе (землетрясения, дрожание    листьев     и веток деревьев   и  др.-демонстрация видеофрагментов).

Можно    ли     данное движение   отнести   к какому-либо из ранее изученных? Охарактеризовать это движение.

2. Звук. Источники звука.

Биология, музыка.

Голосовой         аппарат человека   и   животного (сообщения учащихся).

Что                 является источником       звука? (На                    основе фронтального            и демонстрационного эксперимента колебания линейки, струны,  камертона  и др.).

3.             Волновое движение.    Длина волны

География.

Перемещение     водных масс, штормы (в/ф).

Условия возникновения     волн (на                    основе демонстраций            и просмотра видеофрагментов). Где                     может существовать волна?

4. Звуковые волны.

Распространение звука.       Скорость звука.

 

Биология.

Слуховой аппарат человека и животного (сообщения учащихся).

 

Где         может распространяться звук?       Всегда      ли человек             может слышать   звуки?   (На основе демонстрационного эксперимента: электрический звонок под             колоколом воздушного насоса и сообщений учащихся).

 

5. Громкость            и высота          звука. Отражение звука.

География,

музыка.

 

Определение глубины          водоемов, исследование       пещер (в/ф).

Музыкальные звуки              различной высоты и громкости.

 

В чем причина разной высоты и громкости звука? (На основе демонстрационного и фронтального эксперимента.

 

 

 

Литература

1. Кузнецова НЕ., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: Учебно-методическое пособие. - М.:ВентанаГраф, 2006.

2. Гребенев И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса. Монография, Н. Новгород: ННГУ. 2005.

3. Пурышева     Н.     С,     Важеевская     Н.     Е.     Физика.     7кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений. - М,: Дрофа, 2005.