Проблемно-интегративное обучение на уроках физики в средней школе
Суворкина Л.А, Гребенев И. В. - Проблемно-интегративное обучение на уроках физики в средней школе
МОУ СОШ№74 г.Н. Новгород Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Конечная цель воспитания и обучения состоит в том, чтобы каждый человек мог свободно общаться, самостоятельно действовать в любой ситуации, был способен к творчеству, мог применять свои знания в комплексе и осознавал ответственность за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при использовании развивающих технологий, одной из которых является проблемно-интегративное обучение.
Проблемно-интегративное обучение - это обучение, в котором приобретение, закрепление и применение знаний и способов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем [1]. Проблемно-интегративное обучение является инновационной технологией развивающего обучения, которая реализуется в рамках школьного образования и должна быть ориентирована на достижение каждым учеником максимально возможного для него уровня развития в процессе сознательного овладения им знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности. Используя данный метод, мы пытаемся решить основные задачи современного естественнонаучного образования в школе:
- формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности;
- осознанное усвоение системных научных знаний об окружающем мире, месте и роли человека в нем;
- формирование гуманистических и экологических ценностей личности;
- овладение комплексом научных методов познания;
- формирование навыков безопасного обращения с приборами, инструментами и материалами как основы сохранения природы, здоровья и жизни человека;
- формирование опыта активной познавательной деятельности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;
- развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой;
- развитие интеллектуально-творческих способностей, навыков самообразования [ 1 ].
Одним из стратегических ориентиров школьного обучения является развитие мышления учащихся. Чтобы достичь этой цели , необходимо определить, какие интеллектуальные умения будут ведущими для каждого года изучения физики в школе. На начальном этапе изучения физики обычно происходит целенаправленное формирование умений классифицировать, сравнивать и делать простейшие обобщения при сравнении в форме вывода.
Каждому учителю необходимо научить школьников использовать свои знания и умения из смежных учебных дисциплин самостоятельно. Поэтому учитель должен целенаправленно осуществлять работу по формированию у учащихся умений, позволяющих видеть межпредметный характер изучаемого материала, связывать воедино свои знания для получения ответа на проблемный вопрос. Для овладения этими умениями в учебном процессе необходимо придерживаться следующих основных этапов:
1. Ознакомление учащихся с приемами использования ранее усвоенных знаний и умений; раскрытие комплексного характера изучаемых понятий, законов, теорий и явлений как основы мотивированного применения межпредметных связей.
2. Формирование умений самостоятельного применения межпредметных связей в процессе изучения нового материала под непосредственным руководством учителя.
3. Накопление опыта самостоятельной поисковой деятельности межпредметного характера на основе ранее сформированных знаний, умений и навыков[1]. Например, при изучении темы «Звуковые волны» в 7 классе, учащиеся самостоятельно готовят сообщения о физических основах работы слухового и голосового аппаратах человека.
Под проблемными методами обучения понимают методы, связанные с использованием учебных проблем, понимаемых как неочевидные вопросы, нетривиальные задания, работа над которыми стимулирует развитие требуемых качеств личности. Цель проблемных методов обучения состоит в усвоении учащимися образцов деятельности учителя в ситуации, не укладывающейся в стандартные алгоритмы. Учебной проблемой мы считаем запланированное, умышленно созданное учителем противоречие между старыми знаниями и новым фактом, для объяснения которого необходимо выдвижение принципиально новой гипотезы [2].
Наиболее сложными для учителей, исходя из педагогической практики, представляются создание проблемной ситуации и решение учебной проблемы.
Предлагается следующий алгоритм постановки и решения межпредметных учебных проблем.
1. Найти в содержании курса противоречие межпредметного характера. Для этого при подготовке к уроку сравнить содержание смежных дисциплин с материалом курса и выявить объекты, о которых у школьников уже есть информация, но она неполная.
2. Определить круг внутрипредметной и межпредметной интеграции, которая понадобится для создания проблемной ситуации.
3. Выбрать подходящие способы создания проблемных ситуаций и определить, какие виды межпредметных связей необходимы, чтобы учащиеся почувствовали противоречие.
4. Сформулировать конкретную учебную проблему в форме вопроса или задачи, чтобы четко обозначить, в каком направлении следует искать правильный ответ.
5. Спроектировать путь поиска решения проблемы и выбрать необходимые виды межпредметных связей. При этом следует помнить, что процесс решения учебной проблемы включает этапы выдвижения гипотезы, проверки истинности гипотезы и формулирования решения.
6. Определить, какими способами можно доказать правильность найденного решения и обозначить сферы его дальнейшего применения.
7. Выстроить все сформулированные учебные проблемы в виде «причина следствие», чтобы обеспечить возможность самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
8. При возможности проведения экспериментального исследования подобрать необходимое учебное оборудование.
9. Определить критерии оценивания учебных достижений школьников на уроке [1].
Опираясь на рассмотренные нами материалы, мы разработали и описали ряд уроков, следуя методической концепции авторов учебника [3], в которых частично достигаются цели проблемно-интегративного метода обучения.
Тема |
Предмет интеграции |
Вопросы интеграции |
Проблемные вопросы |
1. Колебательное движение. |
География, биология. |
Колебательное движение в живой и неживой природе (землетрясения, дрожание листьев и веток деревьев и др.-демонстрация видеофрагментов). |
Можно ли данное движение отнести к какому-либо из ранее изученных? Охарактеризовать это движение. |
2. Звук. Источники звука. |
Биология, музыка. |
Голосовой аппарат человека и животного (сообщения учащихся). |
Что является источником звука? (На основе фронтального и демонстрационного эксперимента колебания линейки, струны, камертона и др.). |
3. Волновое движение. Длина волны |
География. |
Перемещение водных масс, штормы (в/ф). |
Условия возникновения волн (на основе демонстраций и просмотра видеофрагментов). Где может существовать волна? |
4. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.
|
Биология. |
Слуховой аппарат человека и животного (сообщения учащихся).
|
Где может распространяться звук? Всегда ли человек может слышать звуки? (На основе демонстрационного эксперимента: электрический звонок под колоколом воздушного насоса и сообщений учащихся).
|
5. Громкость и высота звука. Отражение звука. |
География, музыка.
|
Определение глубины водоемов, исследование пещер (в/ф). Музыкальные звуки различной высоты и громкости.
|
В чем причина разной высоты и громкости звука? (На основе демонстрационного и фронтального эксперимента.
|
Литература
1. Кузнецова НЕ., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: Учебно-методическое пособие. - М.:ВентанаГраф, 2006.
2. Гребенев И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса. Монография, Н. Новгород: ННГУ. 2005.
3. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика. 7кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений. - М,: Дрофа, 2005.